Наша техника

История создания

Разработка автономного самоходного войскового зенитного ракетного комплекса "Оса" (9К33)* началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 г. Комплекс предназначался для поражения целей, летящих на высотах от 50 - 100 м до 5 км со скоростью до 500 м/с на дальностях от 0,8-1 км до 8-10 км. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Новыми были и требования по обнаружению воздушных целей в движении и поражению их огнем с коротких остановок. Вес ЗУР не должен был превышать 60-65 кг, что позволяло двум военнослужащим осуществлять вручную операции по заряжению пусковой установки. Основным предназначением комплекса было прикрытие от низколетящих целей сил и средств мотострелковых дивизий. Одновременно Постановлением задавалась разработка корабельного ЗРК "Оса-М" с использованием ракеты и части радиоэлектронных средств комплекса "Оса".

Разработка комплекса "Оса" проходила непросто. Если неудачи в ходе разработки ЗРК "Куб" лишили занимаемых должностей двух главных конструкторов, то при создании "Осы" пришлось сменить не только главных лиц, но и организации - разработчиков ракеты и шасси самоходной установки. Головным разработчиком ЗРК в целом и боевой машины 9АЗЗ комплекса 9КЗЗ было определен НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса и машины был назначен М.М.Косичкин. Разработку ракеты поручили КБ завода № 82 Мосгорсовнархоза во главе с А.В.Потопаловым. В начале пятидесятых годов этот завод первым в нашей стране освоил серийный выпуск разработанных коллективом С.А.Лавочкина зенитных ракет для первенца зенитных ракетных войск ПВО страны - "Системы-25". Предполагалось, что подобно другим КБ, ранее созданным при серийных заводах и в конце пятидесятых годов перешедшим к самостоятельным разработкам, конструкторский коллектив Потопалова сумеет создать ЗУР с требуемыми характеристиками. Как и в случае пусковой установки комплекса "Куб", разработка боевой машины была поручена СКБ-203 Свердловского совнархоза во главе с А.И.Яскиным.

На определении концепции построения ЗРК "Оса" определенное влияние оказала информация о проведении в США работ по созданию автономного самоходного ЗРК "Маулер" с размещением всех его средств на шасси широко внедряемого в те годы гусеничного многоцелевого бронетранспортера (БТР) М-113. Отметим, что, в конечном счете, американцам не удалось создать этот комплекс. Достигнутые в нашей стране в конце пятидесятых годов блестящие успехи в области создания (в основном - под руководством В.А.Грачева) колесных вездеходов определили выбор в качестве прототипа шасси для ЗРК "Оса" одного из образцов плавающих бронетранспортеров, разрабатывавшихся для мотострелковых частей несколькими КБ на конкурсной основе в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов.

Уже в январе 1961 г. КБ завода ЗиЛ отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК "Оса", так как грузоподъемность разрабатываемого им шасси ЗиЛ-153 - 1,8 т был явно недостаточной для размещении ПУ с ракетами и систем комплекса. По той же причине не подошел победитель конкурса бронетранспортеров - БТР-б0П Горьковского автозавода. На протяжении нескольких последующих лет работы велись применительно к шасси колесного "объекта 1040", создаваемого а базе опытного бронетранспортера "объект 1015", разработанного конструкторами Кутаисского автомобильного завода Совнархоза Грузинской ССР в содружестве со специалистами Военной академии бронетанковых войск.

В 1961 году был выпущен аванпроект ЗРК "Оса", в котором был определены основные технически решения и характеристики ракета и комплекса в целом. Уже на этой стадии выявило тревожные признаки расстыковки показателей основных элементов pакеты и комплекса, разрабатываемы различными организациями. Первоначально аналогично комплексу "Куб" для ракеты была принята полуактивная радиолокационная ГСН. Она была объединена с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Масса этого важнейшего элемента бортовок оборудования по отношению к заданной была превышена в полтора раза и достигла 27 кг. Вообще, и мнению Заказчика - ГРАУ, применение такой ГСН было недостаточно обосновано в сравнении с так" рассматривавшемся в аванпроектом вариантом радиокомандной системы в сочетании с инфракрасной ГСН.

Большая "воронка" мертвой зоны, достигающая в диаметре 14 км на высоте 5 км, делала ЗРК уязвимым от атак самолетов, действующих на средних высотах с последующим пикированием на цель. Нереальными оказались и заложенные в проект ЗУР характеристики двигательной установки. Уже на ранней стадии конструкторы отказались от использования прямоточного двигателя - в относительно малой ракете он не обеспечивал преимуществ в сравнении с обычным твердотопливным двигателем. Однако и для РДТТ технология тех лет не обеспечивала создание рецептур топлива с нужной энергетикой. Вместо требуемого удельного импульса 250 кг-с/с применение топ-лива разработки НИИ-9 обеспечивало только 225-235 кг-с/с, а предложенного ГИПХ - 235-240 кг.с/с. На боевой машине необходимо было разместить средства комплекса общей массой 4,3..6 т, что существенно превышало грузоподъемность небольшого колесного шасси типа БТР.

В связи с неувязкой характеристик компонентов ракеты и комплекса по решению ВПК было выпущено дополнение к эскизному проекту. На этой стадии был осуществлен переход от полуактивного радиолокационного самонаведения к радиокомандному наведению. При этом величина максимальной дальности поражения составила 7,7 км вместо заданных 8-10 км. Требуемая верхняя граница зоны поражения обеспечивалась только для околозвуковых целей.

Так как по проекту БТР Кутаисского завода имел грузоподъемность всего 3,5 т, для размещения на нем средств комплекса массой как минимум 4,3 т было принято решение об исключении пулемётного вооружения и переходе на применение легкого дизеля мощностью 180 л.с. вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 л.с. Рассматривалось также и колесное шасси Мытищинского завода ММЗ-560, но его применение было сопряжено с неприемлемым увеличением массы комплекса до 19 т.В 1962 году был выпущен технический проект комплекса, но работы фактически еще не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем.

Испытания

В следующем году были изготовлены первые нештатные бросковые макеты ракет, однако не удалось подготовить ни одной экспериментальной ЗУР с двухступенчатым двигателем для автономных испытаний. Из-за невыполнения заданного значения удельного импульса масса топливного заряда была превышена на 2 кг. Стартовая масса ракеты при боевой части массой 9,5 кг составила 70 кг вместо 60-65 кг. Не был поставлен заряд твердого топлива разработки НИИ-9 ГКОТ, плохо шла отработка заряда в ГИПХ. Для улучшения эксплуатационных свойств прорабатывалась замена воздушного шар-баллона на пороховой аккумулятор давления (ПАД). НИИ-20 и завод 368 изготовили только семь комплектов бортовой аппаратуры вместо 67, в заданный срок (III кв. 1962 г.) не был подготовлен опытной образец РЛС в НИИ-20. Кроме того, Кутаисский завод превысил вес шасси на 350 кг по сравнению с представленной в техпроекте величиной - 9 т. В результате не обеспечивалась транспортабельность комплекса самолетом Ан-12.

Были сорваны сроки отработки двухступенчатого РДТТ в КБ-81. В двигателе предусматривалось использование комбинированного заряда массой 31,3 кг, изготавливаемого методом проходного прессования. Стартовый заряд был выполнен по телескопической схеме, маршевый - по простой одноканальной. НИИ-9 разработал рецептуру ТПМК - смесь перхлората амония и поливинилбутадиена. Удельный импульс оказался на 17 кг.с/кг меньше заданного. В поисках выхода из сложившейся ситуации КБ завода № 82 взялось за разработку двигателя собственной конструкции на топливе разработки ГИПХ с массой заряда, изготавливаемого методом свободного литья - 36 кг. Для этой, более перспективной рецептуры, удельный импульс должен был достичь заданного уровня.

Хотя создание радиоэлектронных средств комплекса шло уже относительно успешно, отставала разработка наземного оборудования. Шасси не поставили в НИИ-20 для насыщения оборудованием и даже не укомплектовали электроэнергетическим оборудованием. Таким образом, не только совместные, но и заводские летные испытания ракеты 9М33 в заданный срок не были начаты. К началу 1964 года было проведено всего четыре пуска ракет с многофункциональным блоком системы управления МФБ-К в разомкнутом контуре, из которых только один завершился удачно. На завод № 82 было поставлено 11 этих блоков при плане - 118.

Проблемы доводки комплекса

Решением ВПК от 8 января 1964 г. № 11 наряду с вынесением предупреждения Потопалову, Косичкину и, заодно, разработчику корабельной "Осы-М" А.П.Малиевскому была организована комиссия по оказанию необходимой помощи во главе с начальником НИИ-2 ГКАТ В.А.Джапаридзе. Включение в состав комиссии наряду с главным конструктором ЗРК для Войск ПВО А.А.Расплетиным также и весьма авторитетного разработчика ракет для этих комплексов П.Д. Грушина определило крайне неблагоприятный исход ее деятельности для Потопалова и его коллектива.

Неудача КБ завода № 82 была предопределена излишним оптимизмом в оценке перспектив развития отечественных твердых топлив и элементной базы бортовой аппаратуры системы управления. Принципиальная реализуемость в те годы радиоуправляемой ЗУР со стартовой массой 65 кг ставилась под сомнение тем фактом, что даже самые легкие отечественные ракеты класса "воздух-воздух" весили не менее 83 кг. При этом двигательные установки этих ракет обеспечивали значительно меньшее приращение скорости по сравнению с требуемой для зенитной ракеты.

По результатам работы комиссия Джапаридзе было подготовлено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 г., предусматривающее освобождение завода № 82 (Тушинского Машиностроительного завода) от работ по ракете 9МЗЗ с подключением взамен него ОКБ-2 ГКАТ во главе с Грушиным и устанавливающее новый срок начала испытаний - II кв. 1965 г. Корректировались и требования к ракете. Допустимое значение стартовой массы было удвоено и доведено до реально достижимого уровня - 110-115 кг. Предписывалось обеспечить поражение целей с ЭПР МИГ-19, летящих со скоростью 500 м/с на дальности 8-10 км при высоте полета от 50-100 м до 5 км, а тех же целей на дозвуковых скоростях - на дальности до 10-13 км и высотах до 6-7 км. Главным конструктором комплекса "Оса" взамен Косичкина был определен директор НИИ-20 П.М.Чудаков. Технический облик и характеристики новых ракет и доработанных под их применение элементов комплекса должны были быть представлены в эскизном проекте, выпускаемом в 1964 году.

Правительством был установлю новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания - II кв. 1967 г. Уже в 1965 году были начаты автономные испытания грушинской ракеты для "Осы". Во втором полугодии 1967 г. комплекс был предъявлен на совместные испытания на Эмбенский полигон (начальник полигона П.И.Иванов), но ухе в июле 1968 г. Государственная комиссия во главе с Т.А.Микитенко приостановила эти испытания, так как было выявлено несоответствие представленного ЗРК требованиям заказчика в части показателей эффективности, надежности, величины работного времени, высоты нижней границы зоны поражения. Не удалось устранить прогарания соплового блока, при пусках реализовались большие ошибки наведения. Как показывал опыт создания других ЗРК, подобные недостатки в конечном счете устранялись доработкой, осуществляемой по результатам испытаний.

Но, комиссия усмотрела и недопустимый недостаток, который нельзя было устранить без коренной перекомпоновки боевой машины. При линейном расположении пусковой установки и антенного поста радиолокационных средств на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей позади машины и, что еще более важно, пусковая установка затеняла значительный сектор радиолокационного обзора впереди машины. Это было вполне очевидно еще на сугубо "бумажной" проектной стадии, но не вызвало в то время серьезной критики заказчика.

Распоряжением СМ СССР были установлен новый срок предъявления доработанного ЗРК на совместные испытания - II кв. 1970 г. Главным конструктором "Осы" был назначен директор НИЭМИ МРП (бывшего НИИ-20 ГКРЭ) В.П.Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе. Разработчикам пришлось отказаться от дальнейшего использования уже и так предельно перегруженного шасси "объект 1040", не обеспечивающего заданных показателей скорости и запаса хода боевой машины. Еще в середине шестидесятых годов рассматривался, но был отвергнут гусеничный транспортер МТ-ЛБ. Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам (сокращенно - ВПК) разработку с использованием узлов и агрегатов от ЗиЛ-135ЛМ плавающего корпусного колесного шасси 937 (позднее - 5937 или "Основа") для ЗРК "Оса" поручили Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Конструктивно раздельные антенный пост и пусковая установка были объединены в единое антенно-пусковое устройство (АПУ).

ЗРК 9К33 "Оса"

В марте-июне 1970 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Д.Кириченко) успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля 1970 г. по февраль 1971 г. - совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 г. Одновременно ЗРК "Оса-М" поступил на вооружение кораблей ВМФ. Комплекс ЗРК "Оса" (9К33) состоял из боевой машины (БМ) 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска, с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М33, транспортно-заряжающей машине (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР, а также средств контроля и технического обслуживания, смонтированных на автомобилях.

Боевая машина 9А33Б

Боевая и транспортно-заряжающая машины размещались на трехосном шасси БАЗ-5937, снабженном водометом для движения на плаву, с мощным ходовым дизельным двигателем, средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания комплекса (от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя). Обеспечивалась авиатранспортабельность самолетом Ил-76 и перевозка по железной дороге в пределах габарита 02-Т (с предварительной укладкой АПУ)..

Средства разведки и наведения

Размещенная на боевой машине 9А33Б радиолокационная станция обнаружения целей представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяло производить поиск и обнаружение целей при движении комплекса. РЛС осуществляла круговой поиск вращением антенны со скоростью 33 об./мин, а по углу места - пререброской луча в одно из трех положений при каждом обороте антенны. При импульсной мощности излучения 250 кВт, чувствительности приемника порядка 10Е-13 Вт, ширине луча по азимуту 1°, по углу места - от 4° в двух нижних положения луча и до 19° в верхнем положении (общий сектор обзора по углу места составлял 27°) станция обнаруживала истребитель на дальности 40 км при высоте полета 5000 м (27 км - на высоте 50 м). Станция была хорошо защищена от активных и пассивных помех.

Установленная на боевой машине РЛС сопровождения цели сантиметрового диапазона волн при импульсной мощности излучения 200 кВт, чувствительности приемника 2x10Е-13 Bт и ширине луча 1° обеспечивала захват цели на автосопровождение на дальности 23 км при высоте полета 5000 ми 14 км при высоте полета 50 м. СКО автосопровождения цели составляли 0,3 д.у. по угловым координатам и 3 м по дальности. Станция имела систему селекции движущихся целей и различные средства защиты от активных помех. При сильных активных помехах возможно сопровождение с помощью телевизионно-оптического визира и РЛС обнаружения.

В отличие от ЗРК "Круг", в системе радиокомандного наведения комплекса "Оса" применялись два комплекта антенн широкого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интервалом (3-5 с). В дополнение к применяемым в ЗРК "Круг" методам наведения в комплексе "Оса" при стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50-100 м) использовался метод "горки", обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позволяло снизить ошибки выведения ракеты на цель, исключив срабатывание радиовзрывателя от земли.

Зенитная управляемая ракета 9М33

Компоновка ЗУР 9М33:
  1. Передатчик радиовзрывателя;
  2. Рулевая машинка;
  3. Блок питания;
  4. Воздушный аккумулятор давления;
  5. Приемник радиовзрывателя;
  6. Аппаратура радиоуправления;
  7. Автопилот;
  8. Боевая часть;
  9. Ракетный твердотопливный двигатель;
  10. Шарнир стабилизатора;

ЗУР 9М33 выполнена по схеме "утка". Ракета не стабилизируется по крену, в связи с чем, в бортовой аппаратуре предусмотрен раскладчик команд. Для уменьшения кренового момента, создаваемого воздействием на крылья возмущенного рулями воздушного потока, крыльевой блок был выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты. Основные блоки ракеты - аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и радиовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом - располагались в носовой части ЗУР. В хвостовой части ракеты были расположены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического визира.

Масса ракеты составляла 128 кг, в том числе 15 кг - боевая часть, Средняя скорость ЗУР равнялась 500 м/с. Длина ракеты составляла 3158 мм, диаметр - 206 мм, размах крыла - 650 мм.

ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ.

ЗРК 9К33 "Оса"

Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4-6 км для целей на малых высотах - 50-100 м). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Параметр составлял от 2 до 4 км.

Рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С ("Фантом-2") одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м. Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем - 36 км/ч, ночью - 25 км/ч при максимальных скоростях по шоссе до 80 км/ч. На плаву скорость достигала 7...10 км/ч. Ракета поставлялась в войска в боеготовном виде и не требовала подстроечных и проверочных работ при эксплуатации (кроме регламентных проверок раз в год).

Серийное производство боевых средств ЗРК "Оса" было организовано: боевой машины 9А33Б - на Ижевском электромеханическом заводе МРП; ЗУР 9М33 - на Кировском машиностроительном заводе им. ХХ партсъезда МАП.

За создание ЗРК "Оса" ряд ряд разработчиков комплекса (А.М.Рожнов, В.В.Осипов и другие) был удостоен Ленинской премии. Б.З.Белокрииицкий и другие стали лауреатами Государственной премии СССР.

ЗРК 9К33М2 "Оса-АК"

Работы по модернизации комплекса с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (под шифром "Оса-А") в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были начаты в 1971 г. со сроком окончания в 1974 г. Кроме того, решением ВПК от 7 февраля 1973 г. № 40 было поручено провести опытно-конструкторскую работу по получившему название "Оса-К" варианту ЗРК с увеличенным количеством ЗУР на боевой машине до 6 с размещением ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Разработка комплексов "Оса-А" и "Оса-К" была закончена в 1973 г. проведением заводских испытаний их опытных образцов. Совместным решением ГРАУ, МРП, МАП и других министерств в октябре 1973 г. было предусмотрено переоборудование опытного образца боевой машины 9А33БМ комплекса "Оса-А" для размещения на ней нового пускового устройства на нем шести ракет 9М33М2 в транспортно-пусковых контейнерах. Совместные испытания переоборудованного опытного образца боевой машины 9А33БМ2 в составе ЗРК 9К33М2 ("Оса-АК") и ЗУР 9М33М2 проводились на Эмбенском полигоне ГРАУ с сентября 1974 г. по февраль 1975 г. (начальник полигона Б.И.Ващенко) под руководством комиссии во главе с В.А.Сухоцким и в 1975 году был принят на вооружение.

Комплекс "Оса-АК" по сравнению с ЗРК "Оса" имел расширенную зону поражения. В боевой машине 9А33БМ2 была изменена структура счетно-решающего прибора, улучшены точностные характеристики контура управления для обеспечения наведения ракеты на скоростную (до 500 м/с вместо 420 м/с у "Осы") и маневрирующую с перегрузкой до 8 ед. (вместо 5 ед.) цели.

Обеспечена возможность поражения на догонных курсах при скорости до 300 м/с. Улучшены условия автосопровождения цели в пассивных помехах введением режима внешней когерентности в станции сопровождения целей. Улучшена помехозащищенность комплекса в целом. Часть блоков выполнена на новой элементной базе с уменьшением их массы, габаритов, потребляемой мощности и повышением надежности.

В ракете был доработан радиовзрыватель путем введения в него двухканального приемника с автономной схемой анализа высоты в момент взведения, что обеспечило несрабатывание РВ от земли на высоте до 27 м. В связи с размещением в контейнере ЗУР была оснащена крылом с механизмом раскрытия после старта. В транспортном положении верхние и нижние консоли складывались навстречу друг другу. Перед стартом передняя и задняя крышки контейнера открывались и подымались, вращаясь относительно осей крепления. Увеличен с 1 года до 5 лет срок гарантийного контроля, повышена радиационная стойкость ракеты.

Боевая эффективность комплекса "Оса-АК" в зависимости от положения точек встречи ЗУР с целью в зоне поражения находилась в пределах от 0.50 до 0.85.

ЗРК 9К33М2 "Оса-АКМ"

Однако, ЗРК "Оса-АК" не мог эффективно вести борьбу с вертолетами огневой поддержки - основным современным средством борьбы с танками. Устранение этого существенного недостатка было осуществлено при выполнении ОКР "Мара", начатой в ноябре 1975 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив наименование ЗУР 9М33М3. Государственные испытания модернизированного варианта комплекса 9К33М3 ("Оса-АКМ") проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В.В.Зубарев) под руководством комиссии во главе с А.П.Зубенко, а в 1980 году был принят на вооружение.

При стрельбе по вертолетам на высотах менее 25 м в комплексе использовался специальный метод наведения ЗУР с полуавтоматическим сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.

Заключение

Комплекс "Оса" и все его модификации находились на вооружении мотострелковых дивизий в составе зенитного ракетного полка. Каждый зенитный ракетный полк "Оса" состоял, как правило, из пяти зенитных ракетных батарей и КП полка с батареей управления. Зенитная ракетная батарея состояла из четырех комплексов (боевых машин) "Оса" и батарейного командирского пункта, оснащенного пунктом управления ПУ-12. В составе батареи управления полка находились пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М) и РЛС обнаружения П-15 (П-19).

Функционирование боевых средств комплекса обеспечивалось применением транспортно-заряжающих машин 9Т217, машин технического обслуживания 9B210, машин группового ЗИП 9Ф372, юстировочных машин 9В914, автоматизированных контрольно-испытательных проверочных станций 9В242, комплекса наземного оборудования 9Ф16. ЗРК "Оса" по внешнеэкономическим каналам поставлялся под индексом "Ромб" в армии стран-участниц Варшавского договора, Индии, Ирака и других государств Ближнего Востока, Африки и Азии. В общей сложности комплекс состоял на вооружении 25 стран. В конце 1998 года 20 ЗРК "Оса-АКМ" были впервые поставлены в страну НАТО - Грецию. Которая активно перевооружает свою систему ПВО, приобретя также российский ЗРК "Тор-М1" и американский ЗРК Patriot.

Боевое применение

В ЗРК при относительно небольшой дальности удалось обеспечить высокое энергетическое отношение отраженных от цели сигнала к помехам, что позволяло даже в условиях интенсивных помех использовать для обнаружения и сопровождения цели радиолокационные каналы, а при их подавлении - телевизионно-оптический визир. По уровню помехозащищенности ЗРК "Оса" превосходил все войсковые зенитные комплексы первого поколения. Поэтому при применении ЗРК "Оса" в боевых действиях в южном Ливане в начале восьмидесятых годов противником наряду со средствами радиоэлектронного противодействия широко использовались разнообразные тактические приемы, направленные на снижение боеспособности комплекса, в частности, массовый пуск имитирующих боевые самолеты беспилотных летательных аппаратов с последующей атакой ударной авиации на позиции израсходовавших боекомплект ЗРК. Перед началом операции "Буря в пустыне" специальное подразделение многонациональных сил с использованием вертолетов проникло на территорию Кувейта, захватило и вывезла ЗРК "Оса" со всей технической документацией, заодно пленив и боевой расчет, состоящий из иракских военнослужащих. По сообщениям прессы, в ходе боевых действий в начале 1991 года иракским ЗРК "Оса" была сбита американская крылатая ракета.

Основные характеристики ЗРК семейства "Оса"
Наименование "Оса""Оса-АК""Оса-АКМ"
Зона поражения по дальности, км 2 ... 91.5 ... 101.5 ... 10
Зона поражения по высоте, км 0.05 ... 50.025 ... 50.025 ... 5
Зона поражения по параметру, км 2-62-62-6
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0.35 ... 0.850.5 ... 0.850.5 ... 0.85
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с до 420до 500до 500
Время реакции, с 26 ... 3427 ... 3927 ... 39
Скорость полета ЗУР, м/с 500500500
Масса ракеты, кг 128128128
Масса боевой части, кг 151515
Время развертывания (свертывания), мин 3 ... 53 ... 53 ... 5
Число целевых каналов 111
Число ЗУР на боевой машин 466